Главная Магазин Новости Клиентам, ЧаВо О нас, связь AcademOut
поиск по сайту
  
.Задачи        .Рефераты        .Курсовые        .Софт        .Английский        .Доклады        .Статьи
.Игры      .Мобилки        .Право        .Психология        .Медицина        .Ссылки      .Фотогалерея
.В избранное

:: Заказать курсовой, реферат, программу, задачу, доклад, статью, диплом ::

.
 

- Принимаем заказы -

задачи
контрольные
рефераты
курсовые
дипломы
программы
статьи
доклады
и другие работы
Готовые работы
---------------------------
сотрудничество

- Все контакты -

- Опрос -



Используете ли Вы Skype?
Да, включен постоянно
Выхожу, если попросят
Пользовал когда-то давно
Что это такое?



Результаты
голосовали: 9771

- Реклама -

   

- Принимаем заказы -

задачи
контрольные
рефераты
курсовые
дипломы
программы
статьи
доклады
и другие работы
Готовые работы
---------------------------
сотрудничество

- Все контакты -

- Рассылка новостей -

Подробнее
подписчиков: 1609

- Разное -

- Реклама -

 

Что даст отмена экзаменов в вузе? Вечные студенты – бич немецкой системы образования (РГ)



18 сентября 2007  Что даст отмена экзаменов в вузе? Вечные студенты – бич немецкой системы образования (РГ)


Воспоминание о самой ужасной стрессовой ситуации – это вступительные экзамены на журфаке. До сих пор, проходя мимо здания на Моховой в начале июля и видя бледных от страха абитуриентов, а также их нервно курящих родителей, непроизвольно внутренне сжимаюсь. Как перед броском в неизвестность – до мертвенного холода в кончиках пальцев, до тревожно громкого сердцебиения.

Сегодня в эксперименте по ЕГЭ принимают участие многие вузы Москвы и Санкт-Петербурга, за исключением МГУ. Ректор этого старейшего госуниверситета не решается доверять чужим экзаменам, радея за качественный отбор будущих студентов. Прав ли он? Или лучше перенять в форме ЕГЭ опыт некоторых западных стран, например Германии? Ведь там вступительных экзаменов нет. Ни в одном вузе. В результате студенческих протестов 60-х годов высшее образование стало доступно всем без исключения. При единственном условии – наличии аттестата зрелости гимназии или сходной с ней «основной школы». Ограничения существуют только на особо привлекательных факультетах. Например, медицинских. На такие специальности вводится так называемый numerus clausus, что в переводе с латинского означает «ограниченное число». Принимаемых студентов, имеется в виду. Попасть в него можно, только пройдя конкурс аттестатов. При очень хороших аттестатах и особо популярных профессиях он может равняться 1 баллу. То есть путь открыт только отличникам. (Напомним, что лучшая школьная оценка в Германии – единица.)

Традиционно непопулярными в Германии считаются философские или исторические факультеты. На них-то и стремятся попасть местные двоечники и лентяи, возжелавшие провести пару-тройку лет, ничего не делая. Из таких кандидатов и куются местные «вечные студенты» – бич немецкой системы высшего образования. Ведь сроки учебы в ФРГ не ограничены, а экзаменационных этапов только два: первый после основного курса обучения, второй – выпускной, по семь экзаменов каждый.

До некоторых пор в вузах Германии около трети студентов тянули университетскую лямку более десяти лет. Сохраняя статус студента, молодые люди избегали безработицы или необходимости искать работу. Такие скрытые безработные в статистике до сих пор не учитываются.

Единственная подстегивающая плетка – государственная стипендия, которую, однако, могут получить только дети из малоимущих семей, предъявившие сведения о доходах родителей. На продление такой стипендии могут рассчитывать только те, кто придерживается рекомендуемых сроков – как у нас – пятилетнего обучения и после двух лет сдает экзамены за основной курс.
Стипендия даже меньше пособия по безработице, но при зверской экономии жить можно. И еще. Халява это только кажущаяся. Всю сумму стипендии студент обязан выплатить государству, начав работать по окончании университета. Этакий долгосрочный беспроцентный кредит.

Заметим, почти 90 процентов всех немецких студентов вынуждены постоянно подрабатывать. Поэтому демократичность немецкой системы высшего образования – с ее доступностью всем и вся – только кажущаяся. Выживают лишь либо самые упорные студенты, либо отпрыски прилично зарабатывающих родителей. Хотя и среди них я встречала немало «вечных студентов». Один из моих знакомых числится в вузе уже двадцать пять лет. Вроде и умный человек, и работящий. В чем причина?

Дело в том, что сдавать экзамены в немецких вузах можно, когда захочешь, лишь почувствовав себя подготовленным. Никто тебя ни к чему не обязывает. А необязательность расслабляет. В добровольности кроется дьявольская приманка отодвигать неприятные экзамены подальше. У многих из-за такой системы развивается болезненный страх перед экзаменами. Поэтому во многих университетах студентам предлагается психологическая помощь по преодолению экзаменационной дрожи в коленках. Конечно, если студенты вынуждены еще и зарабатывать себе на жизнь, сроки обучения могут растянуться до космических размеров.

Хороша российская строгая система, когда экзамены надо сдавать со всеми, хочешь не хочешь. Это заставляет быть дисциплинированным. Но и в Германии с переходом на систему «болонского процесса», в которой предусмотрены трехгодичный бакалавриат и пятилетняя магистратура, положение начало налаживаться.

В последнее время начали повышать и плату за обучение, если число семестров больше необходимых десяти. Этакая мотивировка для отстающих. Но в целом плата не так уж велика. Она различается в зависимости от федеральной земли. В Берлине, например, все студенты должны вместе с платой за обучение оплачивать проездной на семестр. Получается около 500 евро за год. Согласитесь, это немного, если учитывать, что при такой системе обыкновенный проездной студентам достается в три раза дешевле.

Каждый студент получает раз в семестр один большой бумажный студенческий с голограммой проездного и несколько узеньких справочек, которые потом можно предъявлять в различных учреждениях. Постоянного студенческого билета в твердых корочках в Германии нет.
Как нет и обязательных домашних заданий, строгой дисциплины и абсолютного повиновения доцентам. Иногда это нервирует. Потому что среди студентов много тех, кто превратно понимает демократические свободы, ассоциируя со словом «демократия» право на вседозволенность и разгильдяйство. Например, право опаздывать, есть и пить во время пары, являться неподготовленным или грубить преподавателям.

Иной раз кажется, что немецкому прянику не помешал бы российский кнут. Хорошо, когда есть вступительные экзамены: ты оказываешься среди серьезных талантливых людей и начинаешь ценить то, что тебе досталось собственными потом и кровью. Заработанная радость кажется слаще, а трудности закаляют для будущих экзаменов жизни.

Информация взята с сайта edu.of.ru