Главная Магазин Новости Клиентам, ЧаВо О нас, связь AcademOut
поиск по сайту
  
.Задачи        .Рефераты        .Курсовые        .Софт        .Английский        .Доклады        .Статьи
.Игры      .Мобилки        .Право        .Психология        .Медицина        .Ссылки      .Фотогалерея
.В избранное

:: Заказать курсовой, реферат, программу, задачу, доклад, статью, диплом ::

.
 

- Принимаем заказы -

задачи
контрольные
рефераты
курсовые
дипломы
программы
статьи
доклады
и другие работы
Готовые работы
---------------------------
сотрудничество

- Все контакты -

- Опрос -



Используете ли Вы Skype?
Да, включен постоянно
Выхожу, если попросят
Пользовал когда-то давно
Что это такое?



Результаты
голосовали: 9697

- Реклама -

   

- Принимаем заказы -

задачи
контрольные
рефераты
курсовые
дипломы
программы
статьи
доклады
и другие работы
Готовые работы
---------------------------
сотрудничество

- Все контакты -

- Рассылка новостей -

Подробнее
подписчиков: 1594

- Разное -

- Реклама -

 

Пять стереотипов, связанных с выбором вуза



19 октября 2007  Пять стереотипов, связанных с выбором вуза


Итак, прежде всего, необходимо уяснить для себя, чем же все-таки отличаются негосударственные вузы от государственных? Первое отличие кроется уже в форме названия – негосударственные и государственные, то есть те, кто не получают бюджетного финансирования, и те, соответственно, кто его получают.



Что же касается формы организации учебного процесса, лицензирования образовательной деятельности, то в этом и заключается стереотип № 1: негосударственный вуз ведет подготовку по другим каким-то правилам, нежели это делают в государственном. Данное утверждение в корне неверно, потому что государственный стандарт по каждой специальности один. Это означает, что требования, которые государство предъявляет к желающим вести обучение по той или иной специальности, – едины, независимо от того, является учебное заведение, где вы учитесь, частным или государственным. Вам должны обеспечить определенный набор условий для прохождения обучения начиная от материально-технической базы и заканчивая определенным количеством часов по учебным дисциплинам. Это очень важный момент, ведь материальная база – один из важнейших показателей, которые могут оценить и выпускник, и его родители практически сразу. Приезжая в учебное заведение, сразу видно, сколько аудиторий, какой мебелью они оборудованы, есть ли компьютерный класс, библиотека и т. д.



Проще всего это условие выполнить государ-ственным вузам. C советских времен они, как правило, являются обладателями корпусов и аудиторий, где провели свою студенческую молодость многие из родителей нынешних абитуриентов. Многие из этих вузов в условиях рынка сталкиваются со сложностями в плане содержания и ремонта корпусов, да и оборудование зачастую требует обновления, но это уже следующий вопрос.



А что же в данном случае с негосударственными вузами? Как ни странно – им проще, потому что они изначально образуются в рыночных условиях, а значит просчитывают свои издержки, берут в аренду или выкупают ровно столько площадей, сколько необходимо для обеспечения образовательного процесса. И цену за обучение рассчитывают исходя из реальных затрат. В отличие от государственных вузов они не обременены упомянутыми выше корпусами и зданиями, а значит имеют возможность не перекладывать на плечи студентов затраты по их содержанию. Более того, негосударственные вузы, как правило, моложе многих государственных, поэтому и оборудованы они более современной мебелью, компьютерами и т. д.



Но, конечно, и в том и в другом случае имеются исключения, а поэтому нужно обязательно посмотреть, что из себя представляет вуз в материально-техническом плане.



Одной из характеристик, на основании которой Министерство образования оценивает вузы, а затем составляет ежегодный рейтинг высших учебных заведений в России, является профессорско-преподавательский состав. И вот тут мы сталкиваемся со стереотипом № 2 – профессорско-преподавательский состав в государственном вузе много сильнее, нежели в негосударственном.



Понять, в чем кроется заблуждение, будет легче, если ответить на вопрос «А откуда вообще берутся преподаватели?». Часть из них работает на кафедрах в различных вузах – многим из нас известна формулировка «после окончания учебного заведения предложено поступить в аспирантуру и остаться преподавать на кафедре». Таким образом, многие преподаватели полностью посвящают себя научно-преподавательской работе, особенно это касается общеобразовательных дисциплин, таких как высшая математика, история, иностранный язык и т. д. Совершенствуются в своем предмете, поднимаются по лестнице ученых званий от аспиранта к доктору наук. Часть же преподавателей приходит из практической сферы деятельности, то есть оттуда, куда, по сути, выпускникам вузов в дальнейшем хорошо бы попасть. Практики особенно сильны в специальных дисциплинах, которые преподаются на старших курсах. И многие вузы, конечно же, заинтересованы в том, чтобы о предметах специальных дисциплин студентам рассказывали специалисты своего дела, а не просто «преподаватель нашей кафедры», потому что учебная нагрузка маленькая, а жить человеку как-то надо, вот он берет учебник, штудирует его и затем пересказывает студентам, хотя сам ни разу в жизни, допустим, и не занимался тем, о чем рассказывает. Чувствуете разницу? И студенты ее, как правило, потом чувствуют, и работодатели, кстати, тоже.



На сегодняшний день во многих государственных вузах складывается именно такая ситуация. Штат большой, часть преподавателей невостребованных специальностей, изучая хрестоматии и интернет, переквалифицируется в преподавателей востребованных. А практикующего специалиста вообще трудно заполучить в качестве преподавателя. Во-первых, потому что действительно востребованному специалисту элементарно не хватает времени на чтение лекций в плотном рабочем графике, а во-вторых, потому что не все из практикующих специалистов хотят, да и умеют делиться своим кровно наработанным опытом.



Отсюда некоторые выводы: в государственных и негосударственных вузах фактически могут работать одни и те же преподаватели. Негосударственному вузу выгодно привлекать хорошо подкованные кадры, ведь от уровня преподавания в таком вузе зависит его будущее и его благополучие. Государственные вузы зачастую грешат отсутствием преподавателей-практиков, решая проблему за счет своих старых (в прямом и переносном смысле) кадров. Поэтому для того чтобы для начала оценить уровень профессорско-преподавательского состава, необходимо ознакомиться с учебным планом и уточнить, имеются ли ученые степени и звания у названных в нем преподавателей, а также места работы преподавателей специализированных дисциплин.



Самый главный вопрос, который читается в глазах практически каждого родителя будущего выпускника, – а как же быть с гарантиями того, что мой ребенок поступит в вуз и закончит его, получит диплом? Стоит отметить, что данный вопрос непраздный не только для родителей и самих выпускников, но и для руководства любого вуза. Что может являться гарантией того, что вуз не соберет с абитуриентов деньги и не закроется через год-полтора? С государственными вузами здесь вроде бы все понятно, кто же это допустит, чтобы учреждение, где учатся и работают тысячи человек, взяли и закрыли? Даже если и были какие-либо нарушения закона, – так сделают замечание, предписание выпишут, ну, оштрафуют, на худой конец, но не закроют, нет, этого не может быть. А вот с негосударственными – вообще непонятно, вдруг там что не так, приедут и закроют. Примерно такие мысли проносятся в головах родителей, рассуждающих о преимуществах того или иного вуза.



Так давайте попробуем проанализировать страхи и соотнести их с фактической ситуацией, а затем, возможно, развенчать стереотип № 3 – у негосударственных вузов нет никаких гарантий того, что их не закроют без объяснения причин.



Прежде всего, вспомним о том, что сегодня практически все сферы нашей жизнедеятельности коммерциализируются, – это относится к здравоохранению, строительству и даже жилищно-коммунальному хозяйству, в том числе и образованию. Многие из нас считают, что здесь роль государства должна оставаться незыблемой. Незыблемой в плане контроля и разработки единых правил игры на данном рынке, возможно, да, но в плане организации образовательного процесса – скорее, нет. И развитие высшей школы в последнее время тому пример.



Количество студентов, обучающихся на платной основе, сегодня в государственных вузах достигает 70% и цифра эта будет расти, что подтверждает, в том числе, и министр образования и науки Андрей Фурсенко, заявляя о том, что бюджетные места в российских вузах в этом году сократятся. А для абитуриента это означает, что в скором будущем платить за образование придется в любом случае, где бы ты не учился. То есть образование становится такой же сферой бизнеса, где люди зарабатывают деньги.



Теперь разберемся с тезисом о том, что негосударственный вуз легко открыть, собрать деньги и закрыть. Это не так – хотя бы в силу тех причин, что получить государственную лицензию на ведение образовательной деятельности – усилия не одного года. Мало того, что надо иметь материально-техническую базу, соответствующую государственным нормам, и документы, регламентирующие будущую деятельность, но надо еще и продемонстрировать все это комиссии из Министерства образования и науки. Учитывая, что это сфера бизнеса, представьте, каких вложений требует вся вышеописанная процедура, вложений, которые отбиваются не за один год хорошей работы. Хотя бы уже в силу этих причин бросать только что открывшийся вуз нецелесообразно. Если люди выходят на тот или иной рынок, их цель – длительно функционирующий бизнес, приносящий стабильный доход. А если это еще и люди известные, имеющие определенную репутацию (положительную репутацию, подтверждающуюся публичной деятельностью), то тем более, с испорченной репутацией много денег не заработаешь. Кроме того, особо пристальный взгляд Министерства образования и науки направлен именно на негосударственные вузы, чтобы не допустить того варианта, когда вуз набирает студентов, но не может довести их до диплома – ведь в конечном итоге Министерство отвечает за то, что выдало лицензию такому вузу.



Поэтому при выборе вуза смотрите лицензию, позволяющую вести образовательную деятельность по тем или иным специальностям (проверьте, чтобы данные совпадали), обращайте внимание на то, какие вложения были сделаны в материально-техническую базу вуза в последнее время, а также интересуйтесь фамилиями и деятельностью учредителей и попечителей (если такие имеются).



4-й стереотип: только государственные вузы выдают дипломы государственного образца. Это совершенно не так. Данный вопрос относит нас к понятию аккредитации. Не секрет, что у вуза есть два наиважнейших документа – лицензия на ведение образовательной деятельности и аккредитация, которая позволяет вузу продолжать вести обучение. Суть аккредитации в том, что каждый вуз каждые пять лет подтверждает свое соответствие государственным требованиям на право ведения образовательной деятельности: приезжает комиссия из Министерства образования, проверяет и выдает заключение, может ли вуз дальше работать или нет. Так вот, диплом государственного образца выдается после того, как вуз получает аккредитацию. Шансы не получить аккредитацию равны как у государственного вуза, так и у негосударственного. Если пять лет ничего не делать, разогнать весь штат преподавателей, не проводить занятий со студентами, сдать в аренду все аудитории, то тогда, конечно, аккредитоваться будет в принципе невозможно. Кстати, из последних веяний: ведутся разговоры о том, чтобы некоторые вузы выдавали дипломы собственного образца, то есть сами вузы предлагают такие инициативы. Пока в их числе Московский государственный университет и Санкт-Петербургский государственный университет, то есть вузы – бренды. Но сама тенденция говорит нам о том, что, заработав имя на образовательном рынке, можно стать законодателем определенных правил игры. А брендованные вещи, как известно, стоят дороже…



Следовательно, мы можем говорить о том, что само по себе неважно, какой у выпускника диплом, важно, как удачно он может с помощью этого диплома в дальнейшем трудоустроиться и заработать себе на достойную жизнь. А вот здесь вам не даст никаких гарантий ни один вуз. И связано это не с тем, что вузы не в силах создать условия для этого, а прежде всего с самими студентами. Не секрет, что многие поступают в вузы и учатся только для того, чтобы получить диплом, и на этом их карьера заканчивается. Они в принципе не настроены на то, чтобы найти себе достойное место работы. И в данной ситуации, будь вуз хоть МГУ, помочь в этом не сможет. И здесь мы приходим к понятию качественного образования.



Обратимся к пятому стереотипу: только государственные вузы дают качественное образование. На самом деле качественное образование можно получить в любом вузе. Так как зависит это прежде всего от желания самого студента учиться. Ведь качественное образование – это такое образование, которое позволяет человеку приобрести нужные по его специальности знания и навыки, с помощью которых он в профессиональной деятельности сможет выполнять определенные функции, решать возникающие проблемы, в целом справляться со своими служебными обязанностями. Это возможно в условиях качественной теоретической базы и приобретения практических навыков. Таким образом, получается, если студенту создать условия для того, чтобы он получил эти знания и практические навыки, то он получит качественное образование. Но нужно ли оно само по себе? Без возможности использовать его в дальнейшем, то есть без возможности трудоустроиться? Скорее всего, ответ будет отрицательным.



Теперь рассмотрим взаимосвязь между качественным образованием и трудоустройством. Как я уже упоминала, для получения качественного образования необходимо получить практические навыки будущей работы, чтобы понять, какие именно знания нужны и как использовать уже имеющиеся. А где их брать? В первую очередь – на практике. Чем чаще студенты имеют возможность проходить практику и чем более приближено место прохождения практики к потенциальному месту работы, тем лучше. Во вторую очередь – привлечение к преподаванию практикующих специалистов, которые могут не только продемонстрировать, как нужно применять получаемые знания, но и делиться информацией о том, как развивается тот или иной рынок, а значит возможностью понять, как и где можно найти применение своим знаниям.



Поэтому, выбирая вуз, следует обратить внимание на то, смогут ли там предоставить студенту такие возможности, как прохождение практики в специализированных (по специальности) организациях, а также привлечь к преподаванию практиков, насколько (особенно это касается гуманитарных направлений) у студентов есть возможность участвовать в различных мероприятиях, проектах, обретать определенные связи, которые могут пригодиться в дальнейшем.



Таким образом, на сегодняшний день вопрос, какой же вуз предпочесть, уже не зависит от того, государственный он или негосударственный. Важнее, что стоит за той или другой вывеской. В любом варианте могут быть свои плюсы и свои минусы, а значит, главное – их понять и выбрать то, что будет для каждого оптимальным решением.



Юлия Сурнина, руководитель PR-отдела Сибирской Академии управления и массовых коммуникаций.



При подготовке использовались материалы сайта www.epigraph.info